Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель – создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
Обследование спортивного оборудования требует осмотра его технического состояния, целостности конструкции, состояния сварных швов, мест крепления и крепежных деталей, надёжности установки, качества лакокрасочных покрытий, габаритных размеров и внешнего вида.
Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учетом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели).
ВНИМАНИЕ! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений! В спальных и туалетных помещениях не должно быть никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) – ростом не выше 15см; шторы или жалюзи на окнах должны быть раздвинуты. Обратить внимание на порядок во всех шкафах (санитария, ножницы, скрепки, клей и т.д.) и всех доступных для детей мест (опасные предметы!). Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне, умывальной размещаются в соответствие с санитарными правилами на расстоянии 0,8-1,2м от пола. Проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций в условиях пребывания воспитанников запрещается! В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
Туалетные помещения. Систематически проверять количество и гигиеническое состояние расчёсок (размещаются в умывальной комнате либо в чехлах в детских шкафчиках). Душевой поддон должен быть оборудован поручнями. Полотенца, включая и для ног, должны соответствовать количеству детей в группе на сегодня и сменяться по мере загрязнения. Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства должны находиться в специальных закрывающихся шкафах.
Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы должны быть с крышками, отремонтированные (внимание гвозди!). Обеспечить ежедневный полив песка и территории (следить за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка.
Территория, участки. Обращаем внимание на ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев (необходимо периодически засыпать песком, землей). Цементные выступы от демонтажа оборудования, пни от спиленных деревьев, камни на участках необходимо убрать! Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. Опасные участки на территории учреждения огородить красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, стекла и т.д.). Имеющиеся на асфальтовом покрытии ямы необходимо зацементировать. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.
Яму для прыжков необходимо оформить в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1,5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4 м от забора. На дорожку для разбега отводят 8-12м, ширина её 80-100 см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20 см и длинной 80-100 см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края на 1-2 см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.
Наличие «Дорожки здоровья» (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приемами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3,5-4ч. Время выдачи пищи (по графику) и время приема пищи (по распорядку) не должны совпадать (интервал 5-10 мин.).
О некоторых аспектах при планировании работы в период летних каникул. Напоминаем, что инструкций по ядовитым грибам и растениям, по острым кишечным инфекциям, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников и т.д. – нет. Необходимо четко определиться с формой работы по изучению этого содержания: консультации, рекомендации, памятки. В соответствии с выбранной формой данный материал оформляется, а также фиксируется место его изучения (лист регистрации к консультации, протокол собрания при заведующем или протокол инструктивно-методического совещания с рассмотрением указанных вопросов …). Необходимо внимательно относиться к содержанию консультаций, протоколов, решений, прежде чем их оформлять.
Формы работы с семьей. Провести опрос родителей об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения (на основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007г. № И-10-16/75). Запланировать опрос родителей «Уровень удовлетворенности работой в период летних каникул».
Обратить внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина должно находиться в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю.
Расписания занятий в период каникул нет.
Организация образовательного процесса в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
План образовательного процесса с воспитанниками.
Занятия в период каникул не планируются.
Питание в группах. Напоминаем, что стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подает готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обратите внимание на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет!): совочки и щеточки для сметания мусора, чистая форма для дежурных.
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.
Пересмотреть виды закаливания с учетом сезона, возраста, состояния здоровья детей, с соблюдением методики проведения. Необходимо всем четко называть систему закаливания: и педагогам и администрации. Определиться: гигиеническое мытье ног – у вас в учреждении является, как закаливающая (постоянно организуется, используется контраст температур) или, как гигиеническая процедура проводится.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель – создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
Обследование спортивного оборудования требует осмотра его технического состояния, целостности конструкции, состояния сварных швов, мест крепления и крепежных деталей, надёжности установки, качества лакокрасочных покрытий, габаритных размеров и внешнего вида.
Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учетом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели).
ВНИМАНИЕ! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений! В спальных и туалетных помещениях не должно быть никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) – ростом не выше 15см; шторы или жалюзи на окнах должны быть раздвинуты. Обратить внимание на порядок во всех шкафах (санитария, ножницы, скрепки, клей и т.д.) и всех доступных для детей мест (опасные предметы!). Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне, умывальной размещаются в соответствие с санитарными правилами на расстоянии 0,8-1,2м от пола. Проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций в условиях пребывания воспитанников запрещается! В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
Туалетные помещения. Систематически проверять количество и гигиеническое состояние расчёсок (размещаются в умывальной комнате либо в чехлах в детских шкафчиках). Душевой поддон должен быть оборудован поручнями. Полотенца, включая и для ног, должны соответствовать количеству детей в группе на сегодня и сменяться по мере загрязнения. Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства должны находиться в специальных закрывающихся шкафах.
Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы должны быть с крышками, отремонтированные (внимание гвозди!). Обеспечить ежедневный полив песка и территории (следить за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка.
Территория, участки. Обращаем внимание на ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев (необходимо периодически засыпать песком, землей). Цементные выступы от демонтажа оборудования, пни от спиленных деревьев, камни на участках необходимо убрать! Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. Опасные участки на территории учреждения огородить красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, стекла и т.д.). Имеющиеся на асфальтовом покрытии ямы необходимо зацементировать. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.
Яму для прыжков необходимо оформить в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1,5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4 м от забора. На дорожку для разбега отводят 8-12м, ширина её 80-100 см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20 см и длинной 80-100 см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края на 1-2 см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.
Наличие «Дорожки здоровья» (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приемами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3,5-4ч. Время выдачи пищи (по графику) и время приема пищи (по распорядку) не должны совпадать (интервал 5-10 мин.).
О некоторых аспектах при планировании работы в период летних каникул. Напоминаем, что инструкций по ядовитым грибам и растениям, по острым кишечным инфекциям, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников и т.д. – нет. Необходимо четко определиться с формой работы по изучению этого содержания: консультации, рекомендации, памятки. В соответствии с выбранной формой данный материал оформляется, а также фиксируется место его изучения (лист регистрации к консультации, протокол собрания при заведующем или протокол инструктивно-методического совещания с рассмотрением указанных вопросов …). Необходимо внимательно относиться к содержанию консультаций, протоколов, решений, прежде чем их оформлять.
Формы работы с семьей. Провести опрос родителей об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения (на основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007г. № И-10-16/75). Запланировать опрос родителей «Уровень удовлетворенности работой в период летних каникул».
Обратить внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина должно находиться в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю.
Расписания занятий в период каникул нет.
Организация образовательного процесса в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
План образовательного процесса с воспитанниками.
Занятия в период каникул не планируются.
Питание в группах. Напоминаем, что стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подает готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обратите внимание на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет!): совочки и щеточки для сметания мусора, чистая форма для дежурных.
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.
Пересмотреть виды закаливания с учетом сезона, возраста, состояния здоровья детей, с соблюдением методики проведения. Необходимо всем четко называть систему закаливания: и педагогам и администрации. Определиться: гигиеническое мытье ног – у вас в учреждении является, как закаливающая (постоянно организуется, используется контраст температур) или, как гигиеническая процедура проводится.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель – создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
Обследование спортивного оборудования требует осмотра его технического состояния, целостности конструкции, состояния сварных швов, мест крепления и крепежных деталей, надёжности установки, качества лакокрасочных покрытий, габаритных размеров и внешнего вида.
Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учетом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели).
ВНИМАНИЕ! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений! В спальных и туалетных помещениях не должно быть никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) – ростом не выше 15см; шторы или жалюзи на окнах должны быть раздвинуты. Обратить внимание на порядок во всех шкафах (санитария, ножницы, скрепки, клей и т.д.) и всех доступных для детей мест (опасные предметы!). Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне, умывальной размещаются в соответствие с санитарными правилами на расстоянии 0,8-1,2м от пола. Проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций в условиях пребывания воспитанников запрещается! В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
Туалетные помещения. Систематически проверять количество и гигиеническое состояние расчёсок (размещаются в умывальной комнате либо в чехлах в детских шкафчиках). Душевой поддон должен быть оборудован поручнями. Полотенца, включая и для ног, должны соответствовать количеству детей в группе на сегодня и сменяться по мере загрязнения. Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства должны находиться в специальных закрывающихся шкафах.
Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы должны быть с крышками, отремонтированные (внимание гвозди!). Обеспечить ежедневный полив песка и территории (следить за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка.
Территория, участки. Обращаем внимание на ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев (необходимо периодически засыпать песком, землей). Цементные выступы от демонтажа оборудования, пни от спиленных деревьев, камни на участках необходимо убрать! Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. Опасные участки на территории учреждения огородить красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, стекла и т.д.). Имеющиеся на асфальтовом покрытии ямы необходимо зацементировать. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.
Яму для прыжков необходимо оформить в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1,5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4 м от забора. На дорожку для разбега отводят 8-12м, ширина её 80-100 см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20 см и длинной 80-100 см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края на 1-2 см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.
Наличие «Дорожки здоровья» (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приемами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3,5-4ч. Время выдачи пищи (по графику) и время приема пищи (по распорядку) не должны совпадать (интервал 5-10 мин.).
О некоторых аспектах при планировании работы в период летних каникул. Напоминаем, что инструкций по ядовитым грибам и растениям, по острым кишечным инфекциям, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников и т.д. – нет. Необходимо четко определиться с формой работы по изучению этого содержания: консультации, рекомендации, памятки. В соответствии с выбранной формой данный материал оформляется, а также фиксируется место его изучения (лист регистрации к консультации, протокол собрания при заведующем или протокол инструктивно-методического совещания с рассмотрением указанных вопросов …). Необходимо внимательно относиться к содержанию консультаций, протоколов, решений, прежде чем их оформлять.
Формы работы с семьей. Провести опрос родителей об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения (на основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007г. № И-10-16/75). Запланировать опрос родителей «Уровень удовлетворенности работой в период летних каникул».
Обратить внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина должно находиться в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю.
Расписания занятий в период каникул нет.
Организация образовательного процесса в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
План образовательного процесса с воспитанниками.
Занятия в период каникул не планируются.
Питание в группах. Напоминаем, что стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подает готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обратите внимание на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет!): совочки и щеточки для сметания мусора, чистая форма для дежурных.
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.
Пересмотреть виды закаливания с учетом сезона, возраста, состояния здоровья детей, с соблюдением методики проведения. Необходимо всем четко называть систему закаливания: и педагогам и администрации. Определиться: гигиеническое мытье ног – у вас в учреждении является, как закаливающая (постоянно организуется, используется контраст температур) или, как гигиеническая процедура проводится.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.